Инсайт – что это такое простыми словами

Фото Инсайт – что это такое простыми словами

Термин «инсайт» происходит от английского «insight», что означает «озарение, прозрение».  Данное понятие широко применяется в научных дисциплинах, связанных с психологической деятельностью человека и животных.

Чаще всего описывает результат умственной деятельности, заключающийся в неожиданном, зачастую интуитивном нахождении решения поставленной проблемы.

Психология

В психологии понятие «инсайт» выступает как часть большого направления, известного под названием гештальт-психология. Здесь данный научный термин был впервые использован российско-американским учёным В. Кёлером. В частности, он ставил научные эксперименты с участием человекообразных приматов.

В ходе опыта обезьянам предлагалось решить некоторую прикладную задачу, имевшую лишь опосредствованное решение. После нескольких неудачных попыток животные приостанавливали активную деятельность, и приступали к визуальному изучению предоставленных им предметов.

В итоге, чисто умозрительным способом приматы находили правильное решение задачи – выражаясь опосредствованно, к ним приходило внезапное «озарение» (инсайт). Результаты опытов Кёлера в дальнейшем были развиты и глубоко изучены другими учёными-психлогами.

В ходе анализа экспериментов с приматами ими выводится концепция одного из свойств высшего мышления – постижение поставленной проблемы при помощи умозрительной, отчасти интуитивной, догадки, а не методом конкретного анализа и проб. Иногда в психологии термин «инсайт» применяется как аналогия «не логическому озарению».

Такое постижение окружающего мира и его свойств достигается путём медитаций или приёма психотропных препаратов.

Психоаналитика

В психоанализе инсайт подразумевает не столько мозговую деятельность по решению некой задачи, а способность человека менять свои личностную мотивацию поведения. Психоаналитики обычно выделяют два вида инсайта:

  • Умственный.
  • Эмоциональный.

Под первым типом «озарения» подразумевается способность человека правильно оценивать свои действия, в том числе понимать собственные психопатологические девиации в процессе развития и трансформации данного состояния.

Относится к одному из обсессивных синдромов, позволяющих субъекту контролировать те стороны собственной личности, которые чужды ему, или от которых он желает избавиться. Эмоциональный инсайт отличается тем, что личность не осознаёт и, соответственно, не способна адекватно реагировать на свои внезапные порывы и действия.

Их мотивация лежит чисто в эмоционально-импульсивной плоскости, и не связана с направленной умственной деятельностью.      

Инсайт достаточно подробно рассматривался и изучался такими основополжниками психоанализа, как З. Фрейд и К. Юнг.

Так, они в ходе лечения психических расстройств, они ставили своей задачей при помощи «озарения» вывести бессознательные мотивации из глубин психики пациента, превратив их в осознанные, доступные для понимания, как им самим, так и психотерапевтом.

Юнг даже определял инсайт как одну из основных функций психики человека, которая определяет отношение личности к окружающей действительности и к самому себе. Отсюда инсайт рассматривался им в качестве одного из существенных факторов, влияющих на принятие субъектом тех или иных решений.

Психиатрия

В клинической практике психиатрии инсайт означает способность больного осознавать своё заболевание.

При этом он понимает, что возникшие отклонения носят не только субъективный, но и объективный характер, то есть напрямую свидетельствуют о наличии у него клинических отклонений в психике.

«Озарение» позволяет врачам-психиатрам сделать вывод о сохранности человека как личности.

Утрата инсайта свойственна тяжёлым психозам, а сохранение озарения – чаще всего невротическим расстройствам.

Маркетинг

В последние годы термин «инсайт» стал широко применяться также в маркетинге и рекламных технологиях. Здесь под озарением понимается некий бессознательный толчок, позыв, заставляющий потенциального покупателя выбрать именно этот товар или услугу.

Для этого рекламщики должны правильно подобрать «ключи» не только к мыслям, но и к эмоциям своей целевой аудитории.

Знание основ психологии потребителя позволяет производителю совершить ряд действий, способствующих успешному продвижению своего товара на рынок:

  • Создать продукт, востребованный потенциальными приобретателями.
  • Построить правильную рекламную кампанию, способную эмоционально зацепить аудиторию.
  • Стать в глазах клиента наиболее предпочтительным брендом.
  • Подсознательно подтолкнуть клиента к совершению необходимых действий – в данном случае, к приобретению предлагаемого товара или услуги.

При этом маркетинговый инсайт вовсе не предназначен для воздействия на логическое мышление покупателя. Он не заставляет его начинать рассуждать, чем этот товар лучше другого. Его цель – создать некоторый эмоциональный позыв, импульс, приобрести именно предлагаемый товар.