Прагматизм – что это?

Фото Прагматизм – что это?

Прагматизм как философская концепция

Прагматизм – концепция, сформировавшаяся в 19 веке и набравшая большое число сторонников в Соединенных Штатах, а затем и в Европе.

Это философское учение оказало значительное влияние на культуру мышления и на организацию деятельности североамериканцев (в том числе в образовании).

Можно говорить о прагматизме не только как об академическом, но и более масштабном социальном явлении.

Предполагалось, что прагматизм пришел на смену устаревшим философским теориям, оптимизируя отношение человека к выбору убеждений, подходящих для его практической деятельности.

Чарльз Пирс и его основные принципы

В 70-годах 19 века американский логик Чарльз Пирс (1839-1914) высказал несколько идей, которые были поддержаны другими американскими мыслителями.

Для Пирса «объективная реальность» – понятие не столь важное, поскольку, по его мнению, единственная возможность для человеческого сознания – достичь устойчивого убеждения. Когда в известных обстоятельствах человек приобретает привычку действовать установленным образом, достигается отсутствие сомнений в методах, средствах, которые были использованы при рассуждениях.

Задача мышления, согласно Пирсу, перейти от сомнений к твердой уверенности. Если таковая достигнута, не стоит задаваться вопросом, существует ли объективная реальность. Действовать в мире, который привычен и формально рационален, – это норма.

Таким образом, вера в положения науки и действия, обусловленные этой верой, приводят к успешным результатам. Это означает, что используемые концепции верны, если достигли поставленной их разработчиками цели.

Практические последствия становятся главным критерием оценки всех теорий, идей, убеждений и мнений. Истина и цель неразрывно связаны в философии Пирса.

Уильям Джеймс и проверка истины

Для Уильяма Джеймса (1842-1910) большое значение имел прагматизм по отношению к религиозным убеждениям. Человек имеет право на любую гипотезу, а значит, и на предположение о существовании бога. Вселенная, как некий хаос случайных событий, может быть проинтерпретирована самыми разными способами. Непознаваемость реальности и опыт человека могут привести к представлениям, не входящим в научную картину мира.

Но от такого несоответствия эти убеждения не становятся менее верными. Включение иррационального опыта в способы познания и восприятия действительности дает интересный результат в философии Джеймса: сновидения, спиритические откровения, религиозный экстаз становятся неотъемлемой частью полезных, а следовательно, истинных идей.

Ценность религиозных идей – психологический комфорт, защита. Польза такого понимания мира, по мнению Джеймса, несет свои преимущества. С точки зрения прагматизма, все, что человек использует себе во благо, имеет статус истины.

В целом теория Джеймса относится к отдельному индивиду, а не к обществу в целом. Выбор концепций, идей, учений, которые приведут человека к желаемой цели, он осуществляет на свой страх и риск. Если выбор осуществлен правильно, то в совокупности усилия людей дадут благоприятный результат.

По существу, эти идеи – аналог теории равных возможностей демократического общества, где успех зависит от личной энергии и достоинств рационального мышления.

Джон Дьюи: логика науки

Джон Дьюи (1852 – 1952) – известный представитель прагматизма 20 века, его теория инструментализма имела множество сторонников в США. Наука, по убеждению философа, обеспечивает успешное существование человечества в мире. Но получить целостное истинное знание о реальности научными методами невозможно, а, следовательно, надо просто отказаться от таких претензий.

Этот тезис усиливается соображениями о том, что вмешательство человека в природу приводит к преобразованию изучаемого им объекта. А, это, по мнению философа, означает, что в восприятии остается только процесс исследования.

Объективный мир и его научная картина – фактически синонимы для Джона Дьюи. Существующий объект – это объект научного исследования. Человек, приспосабливаясь к различным обстоятельствам жизни, ищет способ решить существующие проблемы. Польза науки очевидна: она дает необходимые инструменты для экспериментов.

Теории и понятия – это всего лишь средства, которые выбираются также опытным путем. Их истинность можно оценить только пользой, которую они принесут на практике.

Социальный опыт, как и научный, дает способ выйти из сложных общественных ситуаций только с помощью проб и ошибок как отдельного человека, так и социума в целом. Принципы морали – тоже своего рода инструменты, которые помогают справиться с жизненными затруднениями.

Если это удалось, их следует оценивать как верные. Потребность в некой единой социальной теории отпадает: человечество живет в мире собственных экспериментов, находок и разочарований.