Реквием – что означает это слово

миниатюра Реквием – что означает это слово

Значение слова «реквием»

Слово «реквием» происходит от латинского «requies», что означает «покой». Это заупокойная месса, которую проводят католики, ее текст начинается как раз со слова «реквием».

В светской музыкальной традиции так называют жанр музыки, связанный с траурными событиями. На концертах подобное произведение исполняется хором как оратория вне связи с богослужением, хотя часто используются тексты молитв.

История заупокойной мессы

В IX веке, когда предположительно возник реквием, он существовал как одноголосное пение для хора; инструментальное сопровождение не предусматривалось. Его основой был грегорианский хорал, текст и форма исполнения которого были утверждены церковной традицией. В таком виде он единолично просуществовал до XV-XVI веков, когда композиторы начали писать свои версии реквиема.

Поначалу их исполняли только в церквях во время проведения похоронного обряда, но постепенно аудитория расширилась. Такая музыка стала исполняться и во время других траурных мероприятий, например, в память о жертвах какой-нибудь катастрофы или в честь павших героев. Известно имя первого композитора, сочинившего свой реквием – это был Иоанн Окегем, живший в XV в. Он использовал канонические тексты заупокойной мессы, но музыкально оформил их по-иному, нежели в грегорианском хорале.

После того, как немецкий патер Мартин Лютер прибил к дверям Виттенбергского собора свои знаменитые тезисы против продажи индульгенций, началась Реформация. Возникший в ходе ее протестантизм сильно изменил представление о церковной службе. Но отношение к заупокойной мессе не изменилось – она была перенята у католиков. Однако текст и музыка отличались от канонов. В середине XVII века Генрих Шютц написал «Концерт в форме немецкой заупокойной мессы», один из примеров протестантского реквиема.

Большой взлет этот жанр музыки пережил в XVIII веке в немецкоязычных странах, где тогда жила целая россыпь выдающихся композиторов. Наиболее яркий пример – «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта, произведение, ставшее последним сочинением этого гениального музыканта. Однако стоит заметить, что такие великие композиторы-протестанты, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, Л. ван Бетховен, игнорировали этот жанр. Теперь можно только предполагать, какие выдающиеся примеры реквиема могли бы написать эти мастера.

Начиная с XVIII века сочинение реквиема уже не было связанно с церковной обрядностью. Любое частное лицо могло заказать композитору подобное произведение. В связи с этим трудно не вспомнить таинственную историю, связанную с заказом заупокойной мессы Моцарту. Некоторые композиторы писали в этом жанре независимо от наличия заказа – либо по поводу своей личной утраты, либо просто, чтобы попробовать себя в сочинении подобной музыки. Здесь мы видим целую россыпь знаменитых имен: Ф. Лист, Дж. Верди, Ш. Гуно, А. Дворжак и другие.

Реквием в современный период

В ХХ веке жанр реквиема не был забыт. Композиторы обращались к нему, когда надо было выразить чувство скорби по поводу трагических событий, в память о жертвах войны. Но в современной интерпретации заупокойной мессы чаще всего используются не канонические тексты. Порой латынь перемежается со стихами классических и современных поэтов, написанных на их родных языках. Порой латинский текст вообще отсутствует.

В русской музыкальной традиции обращение к реквиему характерно именно для ХХ века. Произведения советских композиторов этого жанра были лишены религиозной составляющей, тексты – главным образом, пелись на русском языке, основная тема – память о павших героях. Таковы реквиемы Дмитрия Кабалевского, Альфреда Шнитке.

Современные рок-исполнители также используют реквием в своем творчестве, называя так свои альбомы и отдельные композиции. Хотя эти произведения весьма далеки от канонов заупокойной мессы, в них есть его отдельные элементы или намеки на них.

картинка Реквием – что означает это слово

Структура реквиема

Построение заупокойной мессы никогда не было застывшей структурой. Расположение составляющих ее текстов могло меняться в зависимости от эпохи и принятых в данной культуре традиций. Композиторские реквиемы еще свободнее по своей структуре. Тем не менее реквием предполагает наличие песнопений ординария и проприя. Тексты ординария неизменны, т.к. связаны с литургическими службами. А проприй распевался во время праздников, поэтому тексты менялись в зависимости от каждого конкретного события.

В реквиемах, написанных композиторами, обычно исключались некоторые канонические части (тексты градуала, тракта, коммунио). При этом их могли дополнять антифоном «In paradisum», респонсорием «Libera me», мотетом «Pie Jesu». У разных композиторов были и иные изменения структуры реквиема.